Режим работы музея

Вт, Ср, Чт  10.00 - 17.00

Пт 10.00 -16.00

Сб 11.00 - 19.00

Выходные: воскресенье, понедельник

Прием граждан по личным вопросам ведется 

по предварительной записи     тел:6-38-55

Программы

— Программа для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

— Музейная программа ДОСТУПНЫЙ МУЗЕЙ (для детей с ограниченными возможностями).

Программа для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Описание программы

Программа состоит из нескольких образовательных разделов:

1. Быт и традиции жителей Урала.

2. Народные промыслы.

3. Из истории обычных вещей.


Продолжительность занятий 0,5 — 1,5 часа. Лекционная часть материала сопровождается играми, практическими занятиями, интерактивными включениями, позволяющими детям соприкоснуться с предметами старины, т.е. не только узнать об их предназначении, но и попробовать их в действии. Календарно-тематический план также соотнесен с основными народными праздниками, что позволяет познакомить детей с традиционными обрядовыми формами встречи Нового года, Рождества, Масленицы, Пасхи.

 

Календарно-тематический план

Месяц

Тема занятия. Краткое описание

Продолжительность

Сентябрь [1]

Вводное занятие «Мир музея».

Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «музейный предмет». Интерактивное занятие.

0,5 ч

Октябрь

«Не красна изба углами, а красна пирогами». Занятие посвящено быту уральских крестьян: как строили избы, какова была домашняя утварь, какие празднества устраивали, что подавали к праздничному столу).

0,5 ч

Ноябрь

«Поклонись дереву»* [2] (предметы крестьянского быта из дерева, народная роспись по дереву: хохлома, городецкая).

1 ч.

 

«Чудо-береста» * (берестяные изделия народных умельцев)

1 ч.

Декабрь

«Секрет рождественской открытки».

Дети познакомятся с традициями празднования Нового года и Рождества в XIX в., узнают, как появились поздравительные открытки, создадут своими руками новогоднюю открытку.

1,5 ч

Январь

«Уральская роза» (подносный промысел в Нижнем Тагиле).

0,5 ч

Февраль

«Волшебная нить» (женщина-рукодельница: прядение, ткачество, шитье, вышивание). Практическое занятие: изготовление традиционной тряпичной куклы.

1,5 ч.

Март

«Весна красна» * (о том, какие весенние праздники особенно любили наши предки, встреча Масленицы).

0,5 ч.

 

«Пасха» *. История праздника, традиции пасхального стола. Изготовление пасхальных яиц крапанок.

1 ч.

Апрель

«Сказ из малахитовой шкатулки». * Во время занятия дошкольники узнают о ценных камнях Урала, их свойствах и способах обработки. Цветные кладовые Уральских гор (цветные поделочные камни, мастера-камнерезы)

0,5 ч.

 

«Непростая история простого карандаша или Как и чему учили в старину». *

Занятие в качестве подготовки к школе: история образования, предметы для учебы. Урок чистописания.

1 ч.

Май

Заключительное занятие. Экскурсия «Сокровищница музея» по фондовым помещениям. Однодневная выставка работ детей в стенах музея.

1 ч.

 

 

Музейная программа ДОСТУПНЫЙ МУЗЕЙ (для детей с ограниченными возможностями)

Описание программы

Программа рассчитана на один год обучения по одному занятию в месяц. Возраст детей от 7 до 14 лет. Разработка музейных занятий производится с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тематически программа делится на два раздела:

1. История родного края.

2. История обычных бытовых предметов.

Продолжительность занятий 20-30 минут.Лекционная часть материала сведена к минимуму и сопровождается интерактивными включениями, играми, практическими занятиями, позволяющими детям соприкоснуться с предметами старины, т.е. не только узнать об их предназначении, но и попробовать их в действии.

 

Календарно-тематический план

Месяц

Тема занятия. Краткое описание.

Продолжительность

Сентябрь

Вводное занятие «Мир музея».

Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «Музейный предмет». Интерактивное занятие.

0,5 ч.

Октябрь

«И камень служит человеку...» Занятие посвящено древней истории края, знакомству с археологической коллекцией музея. Дети познакомятся с каменными орудиями труда и керамикой эпохи неолита и попробуют себя в роли древних гончаров (выдавливание узоров по пластилину) и смогут сделать своими руками каменный топор. Практическое занятие.

0,5 ч.

Ноябрь

«Освещая мир...» История осветительных приборов (от светца и лучины до электрической лампочки). Интерактивное занятие (игра по карточкам).

0,5 ч.

Декабрь

«Непростая история простого карандаша». Занятие рассказывает об истории письменных принадлежностей. Урок чистописания (дети смогут написать письмо Деду Морозу гусиными перьями).

0,5 ч.

Январь

«Хлеб всему голова». Во время занятия дети узнают о том, с помощью каких предметов и приспособлений обрабатывали зерно в старину и пекли хлеб.

Практическое занятие: поделки из соленого теста.

0,5 ч.

Февраль

«История утюга». Во время экскурсии дети смогут погладить полотенце с помощью рубеля и катка, узнают, какие виды утюгов существовали до появления электрических приборов, как в старину стирали и гладили белье. Интерактивное занятие.

0,5 ч.

Март

«Тайны бабушкиного сундука». Занятие посвящено истории русского народного (в частности уральского) костюма. Рассказ о предметах крестьянской одежды, обуви и головных уборах сопровождается интерактивными включениями («примерка» лаптей, рисование элементов костюма и т.д.)

0,5 ч.

Апрель

«Дорого яичко к Христову дню». Рассказ об истории праздника Пасхи, традициях пасхального стола; игры с катальной горкой. Практическая часть занятия — изготовление пасхальных яиц крапанок.

0,5 ч.

Май

«Чудо-береста». Рассказ о берестяных изделиях (туесах, бураках, корзинах и т.п.) и уникальных свойствах бересты.

Практическая часть — плетение корзинки из бумаги.

0,5 ч.

 

[1] Дата и время проведения занятий оговариваются заранее в соответствии с расписанием школы или ДОУ.

[2] Здесь и далее звездочкой отмечены занятия, из которых может быть выбран лишь один вариант.