Программы
— Программа для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
— Музейная программа ДОСТУПНЫЙ МУЗЕЙ (для детей с ограниченными возможностями).
Программа для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Описание программы
Программа состоит из нескольких образовательных разделов:
1. Быт и традиции жителей Урала.
2. Народные промыслы.
3. Из истории обычных вещей.
Продолжительность занятий 0,5 — 1,5 часа. Лекционная часть материала сопровождается играми, практическими занятиями, интерактивными включениями, позволяющими детям соприкоснуться с предметами старины, т.е. не только узнать об их предназначении, но и попробовать их в действии. Календарно-тематический план также соотнесен с основными народными праздниками, что позволяет познакомить детей с традиционными обрядовыми формами встречи Нового года, Рождества, Масленицы, Пасхи.
Календарно-тематический план
Месяц |
Тема занятия. Краткое описание |
Продолжительность |
Сентябрь [1] |
Вводное занятие «Мир музея». Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «музейный предмет». Интерактивное занятие. |
0,5 ч |
Октябрь |
«Не красна изба углами, а красна пирогами». Занятие посвящено быту уральских крестьян: как строили избы, какова была домашняя утварь, какие празднества устраивали, что подавали к праздничному столу). |
0,5 ч |
Ноябрь |
«Поклонись дереву»* [2] (предметы крестьянского быта из дерева, народная роспись по дереву: хохлома, городецкая). |
1 ч. |
|
«Чудо-береста» * (берестяные изделия народных умельцев) |
1 ч. |
Декабрь |
«Секрет рождественской открытки». Дети познакомятся с традициями празднования Нового года и Рождества в XIX в., узнают, как появились поздравительные открытки, создадут своими руками новогоднюю открытку. |
1,5 ч |
Январь |
«Уральская роза» (подносный промысел в Нижнем Тагиле). |
0,5 ч |
Февраль |
«Волшебная нить» (женщина-рукодельница: прядение, ткачество, шитье, вышивание). Практическое занятие: изготовление традиционной тряпичной куклы. |
1,5 ч. |
Март |
«Весна красна» * (о том, какие весенние праздники особенно любили наши предки, встреча Масленицы). |
0,5 ч. |
|
«Пасха» *. История праздника, традиции пасхального стола. Изготовление пасхальных яиц крапанок. |
1 ч. |
Апрель |
«Сказ из малахитовой шкатулки». * Во время занятия дошкольники узнают о ценных камнях Урала, их свойствах и способах обработки. Цветные кладовые Уральских гор (цветные поделочные камни, мастера-камнерезы) |
0,5 ч. |
|
«Непростая история простого карандаша или Как и чему учили в старину». * Занятие в качестве подготовки к школе: история образования, предметы для учебы. Урок чистописания. |
1 ч. |
Май |
Заключительное занятие. Экскурсия «Сокровищница музея» по фондовым помещениям. Однодневная выставка работ детей в стенах музея. |
1 ч. |
Музейная программа ДОСТУПНЫЙ МУЗЕЙ (для детей с ограниченными возможностями)
Описание программы
Программа рассчитана на один год обучения по одному занятию в месяц. Возраст детей от 7 до 14 лет. Разработка музейных занятий производится с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тематически программа делится на два раздела:
1. История родного края.
2. История обычных бытовых предметов.
Продолжительность занятий 20-30 минут.Лекционная часть материала сведена к минимуму и сопровождается интерактивными включениями, играми, практическими занятиями, позволяющими детям соприкоснуться с предметами старины, т.е. не только узнать об их предназначении, но и попробовать их в действии.
Календарно-тематический план
Месяц |
Тема занятия. Краткое описание. |
Продолжительность |
Сентябрь |
Вводное занятие «Мир музея». Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «Музейный предмет». Интерактивное занятие. |
0,5 ч. |
Октябрь |
«И камень служит человеку...» Занятие посвящено древней истории края, знакомству с археологической коллекцией музея. Дети познакомятся с каменными орудиями труда и керамикой эпохи неолита и попробуют себя в роли древних гончаров (выдавливание узоров по пластилину) и смогут сделать своими руками каменный топор. Практическое занятие. |
0,5 ч. |
Ноябрь |
«Освещая мир...» История осветительных приборов (от светца и лучины до электрической лампочки). Интерактивное занятие (игра по карточкам). |
0,5 ч. |
Декабрь |
«Непростая история простого карандаша». Занятие рассказывает об истории письменных принадлежностей. Урок чистописания (дети смогут написать письмо Деду Морозу гусиными перьями). |
0,5 ч. |
Январь |
«Хлеб всему голова». Во время занятия дети узнают о том, с помощью каких предметов и приспособлений обрабатывали зерно в старину и пекли хлеб. Практическое занятие: поделки из соленого теста. |
0,5 ч. |
Февраль |
«История утюга». Во время экскурсии дети смогут погладить полотенце с помощью рубеля и катка, узнают, какие виды утюгов существовали до появления электрических приборов, как в старину стирали и гладили белье. Интерактивное занятие. |
0,5 ч. |
Март |
«Тайны бабушкиного сундука». Занятие посвящено истории русского народного (в частности уральского) костюма. Рассказ о предметах крестьянской одежды, обуви и головных уборах сопровождается интерактивными включениями («примерка» лаптей, рисование элементов костюма и т.д.) |
0,5 ч. |
Апрель |
«Дорого яичко к Христову дню». Рассказ об истории праздника Пасхи, традициях пасхального стола; игры с катальной горкой. Практическая часть занятия — изготовление пасхальных яиц крапанок. |
0,5 ч. |
Май |
«Чудо-береста». Рассказ о берестяных изделиях (туесах, бураках, корзинах и т.п.) и уникальных свойствах бересты. Практическая часть — плетение корзинки из бумаги. |
0,5 ч. |
[1] Дата и время проведения занятий оговариваются заранее в соответствии с расписанием школы или ДОУ.
[2] Здесь и далее звездочкой отмечены занятия, из которых может быть выбран лишь один вариант.